Лист
Лист - в полиграфии используются два термина: бумажный лист и печатный лист.
Бумажный лист - лист бумаги стандартного формата. Стандартные форматы, принятые на международном уровне, основаны на метрической системе мер. Существуют три вида форматов - A, B и C. Базисным форматом считается лист формата A0, площадь которого равна 1 кв.м. Формат вида C обычно используется для обозначения пакетов и конвертов для листов вида A.
Формат A |
размер, мм |
Формат B |
размер, мм |
Формат C |
размер, мм |
A0 |
841×1189 |
B0 |
1000×1414 |
C0 |
1297x917 |
A1 |
594×841 |
B1 |
707×1000 |
C1 |
917x648 |
A2 |
420×594 |
B2 |
500×707 |
C2 |
648x458 |
A3 |
297×420 |
B3 |
353×500 |
C3 |
458x324 |
A4 |
210×297 |
B4 |
250×353 |
C4 |
324x229 |
A5 |
148×210 |
B5 |
176×250 |
C5 |
229x162 |
A6 |
105×148 |
B6 |
125×176 |
C6 |
162x114 |
A7 |
74×105 |
B7 |
88×125 |
C7 |
114x81 |
A8 |
52×74 |
B8 |
62×88 |
C8 |
57x81 |
A9 |
37×52 |
B9 |
44×62 |
C9 |
40x57 |
A10 |
26×37 |
B10 |
31×44 |
C10 |
28x40 |
Печатный лист - бумажный лист, отпечатанный с одной стороны, или бумажный лист половинного размера с печатью на обеих сторонах.
Лицевая сторона (лицо)
Лицевая сторона (лицо) - в полиграфии поверхность материала, на которой будет размещена основная информация для пользователя. Обычно лицевая сторона имеет специальное или улучшенное покрытие, позволяющее создать яркое и качественное изображение.
Для самоклеющихся этикеток на лице размещают изображение товара, состав продукта, адрес производителя и прочие данные. На лицевой стороне входных билетов обычно указываются название мероприятия, место и время его проведения, а также место покупателя в зале. Лицо билетов, посадочных талонов, багажных бирок, также как и самоклеющихся термоэтикеток, имеет специальное покрытие, чувствительное к воздействию температуры - термослой. Это позволяет производить допечатку лицевой стороны непосредственно перед использованием полиграфической продукции - в момент продажи билета в кассе театра или при взвешивании на электронных весах в магазине. Если лицевая сторона не имеет термослоя, то допечатку необходимой информации можно сделать с помощью красящей ленты (риббон). Если допечатка на лицевой стороне продукции вообще не предполагается, то проще всего разместить всю информацию на макете и нанести на продукцию полиграфическим способом с помощью печатной машины.
Наиболее распространенные лицевые покрытия самоклеющихся бумаг - термо-эко, термо-топ, полуглянцевое, глянцевое, матовое.
Макет
Макет - (в полиграфии) пробный экземпляр готовой продукции (журнал, брошюра, листовка и т.п.) либо набор бумажных листов в требуемом формате с наклеенными на них сверстанными текстами и иллюстрациями. Иногда под макетом подразумевают эскиз художественного оформления будущей продукции.
Вообще макет представляет собой объемно-пространственное изображение (в том числе и эскизное) какого-либо объекта. Например, в музеях часто представлены макеты исторических памятников, выполненные в различном масштабе. Если же макет является копией оригинала во всех деталях, тогда это модель. Макеты делаются из гипса, картона, дерева, пластмассы, пластилина и проч. материалов.
Оригинал-макет - полностью сверстанный, готовый к изданию, экземпляр будущей продукции. Оригинал-макет должен быть утвержден и подписан заказчиком и исполнителем, после чего типография начинает его тиражирование.
Дизайн-макет (xудожественный макет) - изготовленный макет изделия в компьютерном виде. Дизайн-макет отрисовывается в специализированных графических компьютерных программах, после чего также утверждается заказчиком и исполнителем. Во флексографии на основании окончательной версии дизайн-макета изготавливаются гибкие печатные формы, а также печатные штампы для вырубки.
Металлизированная бумага
Металлизированная бумага представляет собой бумажный материал, на поверхность которого (с одной или двух сторон) нанесен тонкий слой металлической фольги или металла. Фольга на бумажную основу наносится с помощью специального пресса-ламинатора, а слой металла напыляется в вакууме. По этим же технологиям производится и металлизированный картон.
Металлизированная бумага используется в производстве самоклеющихся этикеток для вина и водки, для парфюмерных наклеек и косметических этикеток класса "премиум", этикеток и упаковки для кондитерских изделий - т.е. в тех отраслях, где конкуренция производителей очень высока, и надо выделить свой продукт чем-то необычным и привлекательным. Для изготовления пищевой упаковки также применяется металлизированный картон: он позволяет дополнительно защитить продукт от воздействия влаги, ультрафиолета и прочих неблагоприятных внешних воздействий.
Многослойные этикетки
Многослойные этикетки - самоклеющиеся этикетки, состоящие из более чем одного слоя материала для практического применения. По виду могут быть "этикетки-книжки", "этикетки peel-off", "rfid-этикетки". По функциональным особенностям многослойные этикетки делят на информационные и наклейки для акций - рекламных и промо.
Многослойные этикетки-книжки представляют собой сложный "бутерброд" из двух склееных между собой поверхностей, между которыми находится "гармошка" с текстом и изображениями - например, инструкция по применению какого-либо фармацевтического препарата, рецепты приготовления блюда или рекомендации по использованию данного продукта. Таким образом производитель получает возможность сообщить покупателю полную информацию о продукте без дополнительных затрат на упаковку и бумажные инструкции. Кроме того, такие этикетки обычно предполагают несколько циклов заклеивания / расклеивания.
Этикетки "peel-off" обычно состоят из двух этикеток, причем верхняя достаточно легко отделяется от нижней. Нижняя этикетка может быть изготовлена из прозрачной пленки (например, для наклеивания на газету) и обычно служит несъемной основой для верхней этикетки, которая часто запечатывается с обеих сторон различной информацией для пользователя - например, наклейка с условиями рекламной акции или указанием пищевой ценности с точки зрения здорового образа жизни.
RFID-этикетки содержат в себе антенну и микрочип. Такие этикетки могут применяться в целях защиты от краж, а также для отслеживания движения и инвентаризации складских запасов.
Многослойные этикетки дороже обычных (хотя и не в разы), но преимущества их использования в рекламной отрасли (и не только) неоспоримы. Их целесообразно использовать при выводе нового продукта на конкурентный рынок, а также при проведении рекламных акций для увеличения продаж. Кроме того, rfid-этикетки могут помочь в автоматизации учета товаров - а значит, сократить издержки продавца или производителя.